Четверг
19.09.2024
05:05
 
Мой сайт
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 30 » Дестют де траси. 20 июля родились...
02:41

Дестют де траси. 20 июля родились...





дестют де траси

20 июля родились...

Пятница, 20 Июля 2012 г. 00:17 + в цитатник
 (450x699, 135Kb)
1304
Франческо Петрарка (Francesco Petrarca)
итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения. Родился в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон (Франция). После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям. В 1327, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура – больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи. Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый бенефиций. В 1337 Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни – эпическую поэму Африка (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу О славных мужах (De viris illustribus) – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию Филология (Filologia), ныне утраченную. К 1340 литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата. 1342–1343 Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу Исповеди святого Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна (Secretum Meum) в форме трех диалогов между святым Августином и Петраркой перед судом Истины. Тогда же написаны или начаты Покаянные псалмы (Psalmi poenitentialis); О достопамятных событиях (Rerum memorandum libri) – трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы Триумф Любви (Triumphus Cupidinis) и Триумф Целомудрия (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – Канцоньере (Canzoniere). К концу 1343 Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345. В Парме он продолжил работу над Африкой и трактатом О достопамятных событиях. Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался. В конце 1345 Петрарка вновь приехал в Воклюз. Летом 1347 он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог Буколических песен (Bucolicum carmen, 1346–1357), два прозаических трактата: Об уединенной жизни (De vita solitaria, 1346) и О монашеском досуге (De otio religioso, 1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере. Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме. В 1348 чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры. В 1350 Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал еще четыре эклоги и поэму Триумф Смерти (Triumphus Mortis), приступил к поэме Триумф Славы (Triumphus Fame), а также начал Стихотворные послания (Epistolae metricae) и письма в прозе. Годы 1351–1353 Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал Инвективы против врачей (Invectiva contro medicum), критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу Без адреса (Liber sine nomine). В 1353 Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил Буколические песни и сборник Без адреса; начал пространное сочинение О средствах против всякой фортуны (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал Путь в Сирию (Itinerarium syriacum) – путеводитель для паломников в Святую Землю. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником Стихотворные послания, а также сборником Письма о делах частной жизни (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни. Тогда же Петрарка начал еще один сборник – Старческие письма (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и разбитых на 17 книг. В 1362 Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию. В 1366 группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой О невежестве собственном и других людей (De sui ipsius et multorum ignorantia). В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры. В последние семь лет жизни Петрарака продолжал совершенствовать Канцоньере (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни Rerum vulgarium fragmenta – Отрывки на народном языке) и работал над Триумфами, куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Умер Петрарка в Аркуа, близ Падуи 19 июля 1374 года. Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и святого Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира. Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его «нерукотворным памятником» стали Канцоньере – 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре. Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, «сладостного нового стиля», Овидия и Вергилия. Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически – как рассказ не только о мимолетной любви, но и о вечной красоте поэзии, – он привносит в свою «книгу песней» новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму. Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость. Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия. Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу. Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на ее несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся «сладостным новым стилем», тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным. Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в Канцоньере обладают сугубо формальными достоинствами: в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н. петраркизм). Сонет Петрарки, одна из двух типических форм сонета (наряду с шекспировским), отличается двучастным делением на начальное восьмистишие (октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с рифмовкой cde cde. В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в 16 в., он периодически возрождался вплоть до недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее – Триумфам и, наконец Канцоньере, влияние которых оказалось самым стойким. Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, – Дж.Боккаччо, М.М.Боярдо, Л.Медичи и Т.Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А.Марк, Г.де ла Вега, Х.Боскан и Ф.де Эррера в Испании; К.Маро, Ж.Дю Белле, М.Сев, П.Ронсар и Ф.Депорт во Франции; Дж.Чосер, Т.Уайет, Г.Х.Сарри, Э.Спенсер, Ф.Сидни, Т.Лодж и Г.Констебл в Англии; П.Флеминг, М.Опиц, Г.Веккерлин и Т.Хёк в Германии. В период романтизма Петрарка также нашел поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У.Фосколо и Дж.Леопарди в Италии; А.Ламартин, А.Мюссе и В.Гюго во Франции; Г.У.Лонгфелло, Дж.Р.Лоуэлл и В.Ирвинг в Америке. Список произведений: «Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре; «Trionfi» («Триумфы»); Диалог «De contemptu mundi» («De secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343. трактаты: «De remediis utriusque fortunae», 1360—1366; «De vita solitaria», ок. 1346—1356; «De otio religioso», 1346—1356; «De vera sapientia». инвективы: «Contra medicum quendam invectivarum», 1355; «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»; «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»); «De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368; «De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350; «De Viris Illustribus» (Книга о знаменитых мужах), 1337; «Itinerarium ad sepulcrum Domini». Письма (Послания): «Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325—1361;.«Epistolae seniles», 125 письма, 1361—1374; «Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам»); «Sine nomine» («Epistolae sine titulo», «Письма без адреса»), 19 писем, 1342—1358; «Variae» (Extravagantes), 65 писем; «Epistole metricae», 1333—1361, 66 писем; «Itinerarium Syriacum»; Эклоги «Bucolicum carmen» (Буколические песни), 1346—1357, 12 стихотворений; эпическая поэма «Африка», 1339—1342; De gestis Cesaris; Contra quendam magni status hominem; Collatio laureationis; «Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы); Collatio coram Johanne rege; Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem; Arringhe; Orationes; Testamentum. В честь Петрарки назван кратер на Меркурии. Нумерация страниц большой книги (сочинения итальянского поэта Петрарки) дана впервые индийскими цифрами в 1471 году. Литература: Петрарка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Петрарка. // Литературная энциклопедия: В 11 томах — Москва, 1929—1939; Георг Фойгт. Франческо Петрарка. Гениальность и её воспламеняющая сила. // Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма. Том 1 Москва,Типография М.П.Щепкина, 1884; Франческо Петрарка «Автобиография. Исповедь. Сонеты» — факсимильное воспроизведение книги 1915 года. Переводы Михаила Гершензона и Вячеслава Иванова. Книга из библиотеки Вячеслава Иванова в Риме; А. Романчук. Роль Франческо Петрарки в формировании образа сомневающегося интеллигента // Франческо Петрарка и европейская культура. — Москва.: Наука, 2007, страницы 92-96; Лаппо-Данилевский К.Ю. Из истории знакомства с Петраркой в России // Русская литература. 1991.№ 3. Страницы 68-75; Франческо Петрарка: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. Составитель В.Т.Данченко. Москва,1986; Петрарка в русской литературе. / Составитель В.Т.Данченко; Автор вступительной статьи И.А.Пильщиков; Ответственный редактор Ю.Г.Фридштейн. - Москва.: Рудомино, 2006. – Том 1 - 246 страниц; Петрарка в русской литературе. / Составитель В.Т.Данченко; Ответственный редактор Ю.Г.Фридштейн. - Москва.: Рудомино, 2006. – Том 2 - 447 страниц.

1483
Ван Гэнь (Ван Инь, Ван Жучжи, Ван Синьчжай)
китайский философ-неоконфуцианец, основоположник Тайчжоуской школы – так называемого левого крыла янминизма. Родился в Аньфэнчан (округ Тайчжоу провинции Цзянсу). Будучи потомственным солеваром и мелким торговцем, не имел официального статуса ученого. В 28 лет после «озарения», вызванного вещим сном, в котором он предотвратил падение небосвода, начал проповедовать собственное учение, основанное на свободной интерпретации конфуцианской классики. В 38 лет стал учеником Ван Янмина, который дал ему новое имя – Гэнь («Прочность). Происхождение и жизненный опыт Ван Гэня обусловили эгалитаристский, популистский и оппозиционный характер его идеологии, что делало ее весьма популярной в низших слоях общества. Умер 4 января 1541 года. Учение Ван Гэня, концентрирующееся вокруг проблем Да сюэ, можно отнести к сфере этико-социальной антропологии. Взяв в качестве основополагающего понятия «выверение вещей» (гэ у), Ван Гэнь истолковывал его как индивидуальную «установленность в высшем благе» («установку на совершенном добре»), т.е. установление правильной, гармонической связи между субъектом – «личностью/телом» (шэнь2) и объектом – обществом и миром. Трактовка этой связи зиждется на трех кардинальных идеях: 1) «единотелесности» (и ти) организмической Вселенной, единства личности и дао; 2) центральной роли человека в мироздании, а личности – в обществе; 3) «взаимности» (шу3) как универсальной основе человеческих отношений. Каждый человек должен сохранять (бао) в естественном совершенстве не только свое «сердце», исполненное «благосмыслия» (лян чжи), или «сиятельной мудрости» (мин чжэ), но и «личность/тело», являющуюся мерой («угольником») для всех уровней социальности (семьи, государства, Поднебесной). Любое воздействие на общество и мир возможно лишь посредством воздействия на самого себя; это воздействие, сказавшись на объекте, эхом возвращается к субъекту. Ван Гэнь проповедовал своеобразный «разумный эгоизм», исключавший и жертвенный альтруизм, и эгоцентрическое себялюбие: подлинная любовь к себе неотделима от любви к людям. В этой проповеди слышны моистские мотивы, но без самоограничительного ригоризма. За то, что Ван Гэнь придавал «слишком» большое значение чувственным желаниям, он подвергся критике со стороны янминиста Лю Цзунчжоу (16–17 вв.). Считая человеческую «природу» (син1) способной «спонтанно» (цзы жань) и в «обыденных условиях» (бай син жи юн) «доводить благосмыслие до конца» (чжи лян чжи), Ван Гэнь с наибольшей радикальностью в конфуцианстве развил тезис о возможности для каждого человека стать «совершенномудрым» (шэн жэнь). «Путь совершенномудрых не выходит за обыденные условия», поэтому «когда вдоволь еды и одежды, расцветают благопристойность (ли2) и должная справедливость (и1)». Ван Гэнь выступал за уравнительное (пин цзюнь) распределение государственной и целинной (не находящейся в частном владении) земли.

 (540x699, 143Kb)
1519
Иннокентий IX (Innocentius PP. IX; в миру - Джованни Антонио Факинетти де Нуче, Giovanni Antonio Facchinetti de Nuce)
папа римский с 29 октября по 30 декабря 1591. Был одним из самых престарелых кардиналов на конклаве, избравшем его папой. Происходил из Болоньи и был известен своими симпатиями к испанской политике. В истории остался гонителем искусств, самым необразованным и безграмотным Папой. Существует легенда, что за два месяца правления, отпущенных ему Господом, Иннокентий IX так старался наверстать, заполнить брешь в своем образовании, что читал с утра до ночи, что, безусловно, не плохо. Плохо другое, похоже, он лишь делал вид для своих помощников и кардиналов, так как после смерти Папы, еще целый год, работавшие в папской библиотеке монахи пытались расставить книги, возвращенные наместником Святого Петра по порядку. Выходит, не знал Иннокентий IX алфавита. Умер спустя два месяца после избрания его папой 30 декабря 1591 года.

1600
Саймон Айвз (Simon Ives; Yves)
Английский композитор и инструменталист. Родился в Уэре, Хартфордшир. Умер в Лондоне 1 июля 1622 года.

 (700x525, 78Kb)
1656
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (Johann Bernhard Fischer von Erlach)
австрийский архитектор, основоположник и ведущий мастер габсбургского барокко. Родоначальник архитекторской династии Фишеров фон Эрлахов. Родился в Граце. Иоганн Бернхард Фишер учился в Риме у Бернини. По возвращении в Вену занимался восстановлением резиденций вельмож, разрушенных во время нашествия турок. Разработал характерный тип центральноевропейского барочного дворца. Получил в 1696 году дворянство (с добавлением к фамилии уточнения «фон Эрлах») и пост придворного архитектора, который сохранял при трёх императорах. Среди наиболее важных проектов Эрлаха — императорский дворец Шёнбрунн, Зимний дворец Евгения Савойского, дворец Клам-Галласов в Праге, мавзолей Фердинанда II в Граце, здание манежа в Хофбурге и ряд барочных церквей в Зальцбурге, перепланировкой которого он занимался. Итоговый проект Фишера фон Эрлаха — Карлскирхе в Вене — носит подчёркнуто эклектический характер, с расположенными по сторонам фронтона колоннами, которые в чём-то сродни минаретам. Незадолго до смерти Фишер фон Эрлах опубликовал первый в своём роде архитектурный атлас, в котором были воспроизведены и сопоставлены выдающиеся сооружения разных эпох и стран, от египетских пирамид до китайских пагод. В творчестве Фишера фон Эрлаха напряжённая пластическая выразительность, слитность объёмов, сложное построение внутреннего пространства сочетаются с изысканной чёткостью членения фасадов. Скончался в Вене 5 апреля 1723 года.

 (562x698, 80Kb)
1659
Гиацинт (Иасент) Риго (Hyacinthe Rigaud)
французский живописец-портретист, самый значимый художник-портретист эпохи Людовика XIV, член Королевской академии живописи и скульптуры (1700; ректор с 1735). Родился в Перпиньяне, Руссильон. Испытал влияние А.Ван Дейка. Излюбленный художник королевской семьи и аристократии, Риго в своих произведениях, ставших образцом для европейских парадных портретов 18 в., сочетал пышную театрализованность, парадность с индивидуальными характеристиками (портрет Людовика XIV). Интерес к реальному человеческому характеру проявился в исполненных Риго камерных портретах деятелей искусств (портрет писателя Б.Фонтенеля, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва). Умер в Париже 29 декабря 1743 года. Литература: Золотев Ю.К., Французский портрет XVIII века, Москва, 1968.

 (526x699, 184Kb)
1694
Христиан Готлиб Йехер (Christian Gottlieb Jцcher)
немецкий историк литературы и лексикограф. Родился в Лейпциге. С 1732 г. профессор истории Лейпцигского университета, с 1742 г. хранитель университетской библиотеки. Наиболее значительный труд Йехера — «Всеобщий словарь писателей» («Allgemeines Gelehrten-Lexicon»; Лейпциг, 1750—1751), содержащий сведения о более чем 60 000 авторов. Словарь Йехера на более чем полвека послужил основой для аналогичных изданий: его дополняли Иоганн Готлиб Дункель в 1755—1760 гг., Иоганн Кристоф Аделунг в 1784—1787 гг. и, наконец, Генрих Вильгельм Ротермунд в 1810—1822 гг. В 1719 г. принял место редактора лейпцигской газеты «Acta Eruditorum» (полное название — «Deutsche Acta eruditorum oder Geschichte der Gelehrten, welche den gegenwдrtigen Zustand der Litteratur in Europa begreiffen»), в 1740 г. переименовал её в «Zuverlдssige Nachrichten von dem gegenwдrtigen Zustande, Verдnderung und Wachsthum der Wissenschaften». Умер в Лейпциге 10 мая 1758 года.

1725
Иоахим Ибарра (испанское имя - Joaquнn Ibarra y Marнn)
испанский книгопечатник. Родился в Сарагосе. Довёл в Испании искусство книгопечатания до высокой степени совершенства. Из-под его станка вышли роскошные издания Библии, «Истории Испании» Марианы (1780), «Дон-Кихота» (1772) и испанского перевода Саллюстия (1772). Умер в Мадриде 13 сентября 1785 года.

1737
Николас Фернандес де Моратин (Fernбndez de Moratнn)
испанский поэт и драматург. Родился в Мадриде. В работе «Развенчание испанского театра» (1762) Моратин резко критикует драму Л.Ф. де Беги Карпьо и П.Кальдерона. Автор комедии «Модница» (1762), трагедий «Лукреция» (1763) на античный сюжет, «Ормесинда» (1770) и «Гусман Доблестный» (1777) на сюжеты национальных преданий в классицистических традициях. Эпическая поэма «Разрушение кораблей Кортеса» (1780, издание 1785) и поэма «Бой быков в Мадриде», в которой выведен образ национального героя Сида, связаны с национальными поэтич. традициями. Умер в Мадриде 11 мая 1780 года. Сочинения: Obras de D. Nicolas у D. Leandro Fernбndez de Moratнn, Madrid, 1851 (Biblioteca de autores Espaсoles, v. 2); Poesнas inйditas, Madrid, 1892. Литература: Sбinz de Robles F. C., El teatro Espaсol. Historia у antologнa, v. 5, Madrid, 1943; Vivanco L. F., Moratнn у la ilustracion mбgica, [Madrid, 1972].

1745
Генри Холланд (Henry Holland)
английский архитектор. Родился в Фулхеме, Лондон. Наиболее известный своим оригинальным Морским павильоном в Брайтоне, графство Суссекс, построенным в 1786-1787 гг. Начинал как ассистент ландшафтного архитектора Ланселота Брауна, а позже стал его партнером и зятем. Среди его работ в Лондоне – здание клуба Брукса (1776-1778) и две крупных реконструкции, не сохранившиеся до нашего времени: Карлтон-хаус (построен в 1787, снесен в 1826), городская резиденция принца Уэльского, а также здание королевского театра, также известного как театр «Друри Лейн» (1791-1794, сгорело в 1809). Умер 17 июня 1806 года.

Destutt_de_Tracy (565x700, 100Kb)
1754
Антуан Луи Клод Дестют де Траси (Antoine Louis Claude Destutt de Tracy)
французский философ, экономист и политический деятель. Родился в Бурбонне в семье шотландских аристократов, которые переселились во Францию в 15 в. Служил в армии, в 1792 эмигрировал, но затем вернулся во Францию и был арестован. Был освобожден после падения Робеспьера. В 1796, с основанием Национального института наук и искусств, стал членом вошедшей в него Академии моральных и политических наук. При Наполеоне был назначен сенатором; вначале воспринял правление Наполеона с воодушевлением, но затем разочаровался и вместе с единомышленниками составил оппозицию режиму. В свою очередь Наполеон начал считать т.н. «идеологов» главной подрывной силой в государстве. В 1799 Дестют де Траси вместе с Кабанисом стал членом Комитета общественного просвещения. С 1808 член Французской Академии. В эпоху реставрации монархии стал пэром Франции. Дестют де Траси принадлежал, как и Кабанис, к «идеологам» (les idologues) – философской школе, объединившей последователей Локка и Кондильяка и ставшей связующей нитью между философией 18 в. и позитивизмом. Идеи Дестюта де Траси изложены в работе Элементы идеологии (Elments d'idologie, 1801–1815). В этом сочинении, написанном в связи с задачей реорганизации системы образования, обосновывалось значение идеологии (в широком смысле) как системы идей, призванной восстановить единство наук. В первой части этой работы, Идеология как таковая (Idologie proprement dite, 1801), идеология рассматривается как наука об идеях. Наука идеология представляет собой анализ человеческих способностей, опирающийся на концепцию Кондильяка. Дестют де Траси выделяет четыре способности человека, участвующие в формировании идей: чувства, память, способность суждения, волю. Воля открывает человеку существование Другого, проявляющееся в чувстве сопротивления, которое ощущает человек, когда его свободное действие встречается с материей (эта идея оказала влияние на Мен де Бирана). Во второй части работы, Общая грамматика (Grammaire gnrale, 1803), изложено учение о знаках, с помощью которых выражаются идеи; здесь исследуются элементы речи и формы их связи. Третья часть, Логика (Logique, 1805), посвящена обоснованию аналитического и синтетического методов познания. Наконец, в Трактате о воле и ее воздействиях (Trait de la volont et de ses effets, 1815) речь идет о проблемах морали; здесь исследуется происхождение человеческих желаний и их соответствие или несоответствие подлинным целям жизни. Среди других работ Дестюта де Траси: Мемуар о способности мышления (Mmoire sur la facult de penser, 1798); Принципы логики, или Собрание фактов, касающихся человеческого ума (Principes logiques ou Recueil de faits relatifs l'intelligence humaine, 1817). Дестют де Траси оказал значительное влияние на Т.Джефферсона, с которым интенсивно переписывался в течение двадцати лет (1806–1826) и который перевел на английский язык и издал две его книги – Комментарий к Духу законов Монтескьё (Commentaire sur l'esprit des lois de Montesquieu) и Трактат о политической экономии (Trait d'economie politique, 1818). Умер Дестют де Траси в Париже 10 марта 1836 года. Работы Антуана Дестют де Траси: Elйments d’idйologie. P.1 P.3 P.4—5 (на французском языке); A Commentary and Review of Montesquieu’s Spirit of Laws, trans. Thomas Jefferson (1811) (на английском языке); A Treatise On Political Economy (1817) (на английском языке). Работы об Антуане Дестют де Траси: Head, Brian, Ideology and Social Science: Destutt de Tracy and French Liberalism (Dordrecht, M. Nijhoff; Boston, Hingham, MA, 1985). Версия для ознакомления на Google (на английском языке); Kaiser, Thomas E. Politics and Political Economy in the Thought of the Idйologues // History of Political Economy, 1980, Volume 12, №2, pp. 141-160; Kennedy, Emmet, A Philosophe in the Age of Revolution: Destutt de Tracyand the Origins of «Ideology» (Philadelphia: American Philosophical Society, 1978); Klein, Daniel. Deductive economic methodology in the French Enlightenment: Condillac and Destutt de Tracy // History of Political Economy, 1985, Volume 17, №1, pp. 51-71;. Venturi, Franco, «Destutt de Tracy and the Liberal Revolutions» in Studies in Free Russia, trans. Fausta Segre Walsby and Margaret O’Dell(University of Chicago Press, 1982), pp. 59-93; Welch, Cheryl B., Liberty and Utility: The French Idйologues and the Transformation of Liberalism (New York: Columbia University Press,1984).

1762
Якоб Хайбель (Jakob Haibel)
австрийский композитор, оперный певец и хормейстер. Родился в Граце. Умер в Дьяковаре, ныне Джяково 24 марта 1826 года.

 (430x699, 64Kb)
1766
Томас Брюс, 7-й граф Эльджин и Кинкардайн (точнее — Элгин; Thomas Bruce; 7th Earl of Elgin and 11th Earl of Kincardine)
британский дипломат шотландского происхождения, который вывез из Греции в Британию исключительное по качеству собрание древнегреческого искусства, ныне известное как «мраморы Элджина».Дослужился в армии до генеральского чина, но исполнял преимущественно дипломатические должности: был посланником в Берлине и в Константинополе. Объездил Морею вместе с приглашенными им художниками, измерявшими и срисовывавшими для него развалины античных сооружений; производил раскопки и в течение шести лет успел составить обширное собрание статуй, архитектурных и скульптурных фрагментов, надписей, гипсовых слепков, ваз, бронзы, монет, камей и т. п. Приобретение этих драгоценностей производилось по большей части посредством подкупа турецких властей и, по слухам, нередко сопровождалось повреждением и разрушением знаменитых памятников зодчества. Особенно сильно был обобран Эльджином афинский акрополь. На обратном пути из Турции Эльджин, вследствие разрыва между Францией и Англией, был задержан Наполеоном I и получил свободу только в 1806 г. Его собрание, позже сделавшееся известным под названием «эльджиновских мраморов» (Elgin marbles), было упаковано в 200 ящиков для отправки морем в Лондон, но только часть удалось доставить туда, остальная же часть, арестованная французами, пролежала несколько лет в Пирее и лишь в 1812 г. была получена владельцем. Образованные люди даже в самой Англии (между прочим, лорд Байрон в «Чайльд-Гарольде») порицали Эльджина за варварскую порчу драгоценных художественных памятников Эллады и за неблаговидный способ составления его коллекции. Тем не менее, английское правительство в 1816 г. приобрело её на убыточных для лорда условиях (за 35 000 фунтов) для Британского музея, где она хранится и в настоящее время. Его сын, 8-й граф Эльджин, показал себя достойным наследником отца, варварски разрушив императорский дворец Юаньминъюань в Пекине. Умер Томас Брюс в Париже 14 ноября 1841 года.

1768
Франц Антон Шуберт (Franz Anton Schubert)
немецкий композитор и контрабасист. Родился в Дрездене. Умер в Дрездене 5 марта 1827 года.

 (530x699, 106Kb)
1774
Огюст Фредерик Луи Виесс де Мармон, герцог Рагузский (Auguste Frйdйric Louis Viesse de Marmont, duc de Raguse)
маршал Франции (1809). При осаде Тулона познакомился с Наполеоном, с 1796 г. был его адъютантом, сопровождал его в Египет и Сирию, принимал живое участие в перевороте 18 брюмера, затем почти во всех наполеоновских войнах. После пресбургского мира он, во главе корпуса, был послан в Далмацию, где одержал победу при Кастельнуово (1807) над русскими и черногорцами. С титулом герцога Рагузского (по итальянскому названию хорватского города Дубровник — Рагуза) он до 1811 г. управлял сперва Рагузской (Дубровницкой) республикой, потом, после ее присоединения к Иллирийским провинциям — этими последними. За победу над австрийцами при Цнайме (1809) был сделан маршалом. Назначенный в 1811 г. главнокомандующим французскими войсками в Португалии, он был разбит Веллингтоном и тяжело ранен при Саламанке (22 июня 1812 г.). В 1813-1814 гг. командовал корпусом. В марте 1814 г. Мармон, вместе с маршалом Мортье, подписал договор о сдаче Парижа союзникам; его обвиняли, по этому поводу, в измене. Именно с этих пор слово «Рагуза» стало во Франции синонимом слова «предатель», а во французском языке появился глагол «raguser», что в переводе означает подло предать. После падения Наполеона Мармон вскоре перешёл на сторону нового порядка, был сделан пэром и во время Ста дней сопровождал короля Людовика XVIII в Гент. В 1817 г он подавил беспорядки в Лионе; в 1826 г. был представителем Франции в Москве на коронации императора Николая I. 27 июля 1830 г., ввиду надвигавшейся Июльской революции, Мармон был назначен главнокомандующим войсками Парижского гарнизона. Это назначение человека, крайне непопулярного и считавшегося одной из верных опор реакции, содействовало обострению кризиса. На самом деле, однако, Мармон был решительным противником правительственных указов от 26 июля, ставших непосредственным толчком для июльской революции, и теперь настойчиво советовал королю уступить; во время борьбы он действовал без большой энергии и вступил в переговоры с революционерами. В придворных кругах он вызвал даже подозрение в измене; 29 июля он был заменён герцогом Ангулемским. После торжества революции он бежал вместе с Карлом Х и с тех пор жил то в Австрии, то в Италии, где и умер в Венеции 22 марта 1852 года. Сочинения Мармона: «Esprit des institutions militaires», перев. в «Военной Библиотеке». После его смерти вышли его обильные интересными фактами, но дышащие самодовольством мемуары (Париж, 1856-1857). Они вызвали резкую оценку в книге Laureut, «Rйfutation des Mйmoires du marй chal M.» (Париж, 1857).

 (504x698, 71Kb)
1784
Махмуд II ( - Mahmыd- sвnо, kinci Mahmut)
30-й османский султан в 1808—1839. Родился в Стамбуле. В 20-30-х гг. провёл ряд прогрессивных реформ, в том числе уничтожение янычарского корпуса, ликвидацию военно-ленной системы и др. Второй сын Абдул-Хамида I, возведён на престол мятежом, произведенным рущукским пашой Мустафой Барайктаром. Махмуд начал своё царствование бесчисленными казнями, в том числе казнью своего брата и предшественника, Мустафы IV. Политическая и военная слабость Османской империи, явно разлагавшейся, указывала на реформирование страны по европейскому образцу, как на единственное спасение, и Махмуд II задался целью продолжать политику Селима III. Самой важной из реформ Махмуда II была военная: он уничтожил (1826) янычар и устроил войско, пополняемое посредством более или менее правильных наборов; для его организации он приглашал европейских инструкторов, между прочим, Мольтке. Махмуд II пытался распространить в Османской империи светское образование — привить книгопечатание, создать литературу и журналистику; во внутреннем управлении он стремился ввести правильную администрацию, уничтожить взяточничество, сделать подчинение пашей центральной власти действительным, а не фиктивным; гражданские и уголовные законы империи носили на себе следы энергичной реформаторской деятельности Махмуда II. Но деятельность эта осталась в общем почти безрезультатной и скорее ослабила государство, чем его усилила: она вызвала страшное недовольство духовенства, с которым Махмуду пришлось вступить в ожесточенную борьбу, а также чиновничества, и не нашла поддержки в народе, по-прежнему и даже хуже прежнего обремененном налогами. На каждом шагу Махмуд встречал глухое, а нередко и открытое, переходившее в мятеж противодействие; ему приходилось вступать в борьбу с предрассудками, с обычаями, с нравами, между прочим с национальным костюмом, и почти на каждом шагу терпеть поражение. Всего вреднее оказалась реформа военная, так как в момент крайней нужды в войске, для окончания борьбы с Грецией и для войны с Россией, у Османской империи не оказалось сколько-нибудь опытного войска, хотя бы и столь плохо дисциплинированного, как янычары. Вообще царствование Махмуда II было крайне несчастно; оно наполнено междоусобными войнами, из которых важнейшими были борьба с янинским пашой Али в начале царствования, с Мухаммедом Али Египетским — в конце; две тяжелые войны с Россией (1806—1812 и 1828—1829); в это царствование империя потеряла Грецию, Сербию, Молдавию и Валахию, фактически — Египет. Умер в Стамбуле 1 июля 1839 года.

strzelecki3 (598x700, 93Kb)
1797
Павел Эдмунд Стшелецкий (Pawe Edmund Strzelecki)
польский путешественник, географ и геолог. Стшелецкий стал первым покорителем пика Косцюшко в Австралии, которому он и дал название. Павел Эдмунд Стшелецкий родился в Глушине под Познанью в семье мелкого шляхтича Францишека Стшелецкого и Анны Рачиньской. В то время это была территория Пруссии, так что у него было прусское подданство. Он окончил школу в Варшаве и так и не получил высшего образования. В 1816 году Стшелецкий совершил поход в Татры. Примерно в 21 год он пошёл в прусскую армию, где пробыл очень недолго, так как не терпел строгой дисциплины, и дезертировал. Тогда же у Стшелецкого завязался роман с пятнадцатилетней дочерью полковника Александриной (Адиной) Турно. Влюблённые хотели вместе бежать, но отец девушки раскрыл их замысел. Стшелецкому пришлось покинуть Познань. Он отправился в Италию, где изучал языки и геологию. Там он познакомился с князем и бывшим участником восстания Костюшко Францишеком Сапегой (пол.), который предложил ему стать управляющим своего поместья в Царстве Польском. В 1829 году Сапега умер, а у его сына не сложились отношения с управляющим. В следующем году Стшелецкий был вынужден уехать в Великобританию. О годах, проведённых Стшелецким в Великобритании, почти нет достоверных сведений; вероятно, он углублял свои познания в геологии. В Великобритании он начинает добавлять к своему имени титул графа (Count), хотя у него не было на это никаких прав. В 1834 году Стшелецкий отплывает в Нью-Йорк. Около года он путешествовал по США и Канаде, вёл геологические исследования, знакомился с бытом индейцев. Затем он на два года уехал в Южную Америку, где посетил несколько стран. Из Вальпараисо в 1838 году Стшелецкий на британском корабле «Флай» отправился в путешествие по Тихому океану. Он побывал на Маркизских островах, Таити и Гавайях (в то время известных как Сандвичевы острова). Стшелецкий совершил восхождения на Килауэа и Мауна-Лоа, изучал местные языки. На Гавайях до него дошло письмо Адины Турно, с которой он в дальнейшем поддерживал переписку. На Таити Стшелецкий по приглашению королевы Помаре IV задержался на три месяца. Затем он сел на французский корабль «Жюстин» и в феврале 1839 года прибыл в Новую Зеландию, а в апреле тот же корабль доставил его в Сидней. По приезду в Австралию Стшелецкий начал геологические исследования, которые растянулись на четыре года. За это время он объездил большую часть континента и Тасманию. Уже в год приезда он нашёл золото около городков Хартли Вейл и Батхёрст в Новом Южном Уэльсе, но по просьбе губернатора Гиппса сохранял эту новость в тайне, чтобы не допустить волнений каторжан. Через 12 лет золотые прииски были открыты в Виктории, что привело к золотой лихорадке, которая обернулась крупными социальными потрясениями. В настоящее время Стшелецкий считается наиболее вероятным кандидатом на звание первооткрывателя золота в Австралии. 15 февраля 1840 года Стшелецкий покорил высочайшую вершину Австралии и дал ей название Косцюшко в честь национального героя Польши. После этого Стшелецкий со своими спутниками проделал изнурительное пешее путешествие по местности, которую он назвал Гиппсленд в честь губернатора Гиппса. Путешествие окончилось скандалом, так как Стшелецкий объявил себя первопроходцем этого маршрута, не зная о том, что незадолго до того по нему прошёл Энгус Макмиллан. Стшелецкий покинул Австралию в 1843 году. Результатом экспедиции по Австралии стала книга «Физическое описание Нового Южного Уэльса и Земли Ван-Димена» (Physical Description of New South Wales and Van Diemen’s Land). За неё Стшелецкий был удостоен медали Королевского географического общества. В этом же году ему было даровано британское подданство. Во второй половине 1840-х годов в Ирландии разразился «великий голод». В январе 1847 года Стшелецкий был назначен агентом по распределению продовольствия в графствах Мейо и Слайго. Он самоотверженно работал, даже когда в апреле заболел брюшным тифом. В том же году он был повышен до комиссара в Дублине. За заслуги в борьбе с голодом Стшелецкий был произведён в рыцари Ордена Бани. Во время Крымской войны Стшелецкий участвовал в деятельности комитета помощи, созданного Флоренс Найтингейл, а после войны посетил Крым вместе с дипломатом Ричардом Лайонсом. В последние годы жизни Стшелецкий был удостоен многих почестей: он стал членом Королевского географического общества (1853), Лондонского королевского общества (1853), получил почётную степень доктора гражданского права Оксфордского университета (1860), был награждён орденом Святого Михаила и Святого Георгия (1869). Стшелецкий умер в Лондоне 6 октября 1873 года.
strzelecki stamp (565x700, 126Kb)
Работы: Paul Edmund de Strzelecki Physical description of New South Wales and Van Diemen's Land. — London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1845. — 462 p. Географические объекты, названные в честь Стшелецкого: В Австралии: гряда Стшелецкого (Strzelecki Ranges), штат Виктория; гора Стшелецкого (Mount Strzelecki), Северная территория; гряда Стшелецкого (остров Флиндерс), высшая точка гряды и всего острова — гора Стшелецкого (756 м); пустыня Стшелецкого и пересыхающая река Стшелецки-Крик (Strzelecki Creek), территория которых составляет Региональный заповедник Стшелецки (Strzelecki Regional Reserve). В Канаде: бухта Стшелецкого (Strzelecki Harbour) на острове Принца Уэльского.

Александр Фомич Вельтман (504x700, 78Kb)
1800
Александр Фомич Вельтман
русский писатель, историк, фольклорист. Родился в Санкт-Петербурге, сын шведского дворянина, в 1786 принявшего российское подданство. Учился в Благородном университетском пансионе, в 1816 окончил пансион братьев Терликовых, в 1817 – Московское училище колонновожатых. В 1818–1830 служил в Бессарабии военным топографом. В Кишиневе сблизился с В.Ф.Раевским и А.С.Пушкиным (высоко ценившим юмористические стихи Вельтмана, высмеивающие кишиневское общество, – Воспоминания о Бессарабии Вельтмана, частично опубл. в периодике 1837 и 1893; Вельтман изобразил Пушкина в рассказе Илья Ларин, 1847, и повести Не дом, а игрушечка!, б.г.). Был свидетелем греческого восстания 1821; получил орден за храбрость, проявленную в русско-турецкой войне 1928–1829. Увлекся изучением археологии, этнографией и историей края, опубликовал многочисленные научные и научно-популярные работы (Начертание древней истории Бессарабии, 1828; О господине Новгороде Великом, 1835; Аттила и Русь IV и V в., 1858; Первобытное верование и буддизм, 1864, и др.). С 1831, выйдя в отставку в чине полковника, жил в Москве. По протекции М.Н.Загоскина стал помощником директора, с 1852 – директором Оружейной палаты. С 1854 – член-корреспондент Академии наук. Оправдывая характеристику современника, филолога и этнографа И.И.Срезневского («добр, прост, окружен книгами, беспрерывно работает, чем и живет»), Вельтман издал за 40 лет литературной работы огромное количество произведений. В их числе романтические поэмы Беглец (1825), Муромские леса (1831; Что затуманилась, зоренька ясная из нее стала народной песней), драмы Ратибор Холмоградский (1841), Колумб (1842), Волшебная ночь (1844, по мотивам Сна в летнюю ночь У.Шекспира), роман Странник (ч. 1–3, 1831–1832) – одно из лучших творений Вельтмана, где писатель, иронически обыгрывая приемы известных литературных путешествий (Л.Стерна, Ксавье де Местра и др.), совмещает подлинность фактографии с комической условностью, а реальные описания – с воображаемым, по географической карте, путешествием («Итак, вот Европа! Локтем закрыли вы Подолию...») и, переходя в калейдоскопической непоследовательности от прозы к стихам и обратно, дает редкий образец «романтически-лирического повествования» (Ю.Манн). Интерес к славянской старине, сплав исторических и мифологических элементов национального сознания, при явной идеализации патриархального бытия, отразились в романах Кащей Бессмертный (1833), Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного солнца Владимира (1835), в повести Райна, королева Болгарская (1843), а также в разворачивающемся на фоне Отечественной войны 1812 романе Лунатик (1834). Размышления о прошлом и будущем человеческой цивилизации явились основным импульсом к созданию «экспериментальных» фантастических романов МММСДXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека (1933) и Предки Каломероса. Александр Филиппович Македонский (1836), в которых доминирует мысль о вечном повторении, круговороте общественных структур, человеческих пороков и заблуждений, нравственных и умственных исканий. Критики усматривали поверхностную сатиру на Наполеона в романе Вельтмана Генерал Каломерос, в романах же Виргиния, или Поездка в Россию (1837), Новый Емеля, или Превращение (1845), повестях Эротида (1835), Аленушка (1836), Ольга (1837) и др. – апологию «простодушного», невольно разоблачающего фальшь и лицемерие «цивилизованного» общества (стойкая традиция европейской литературы). Наивному и чистому «простаку» Вельтман противопоставляет расчетливого прагматика, цепкого и хваткого «делового» человека (повесть Карьера, 1842) из того буржуазно-«накопительного», чиновничье-бюрократического мира, который был решительно чужд сентиментально-славянофильскому духу Вельтмана и который писатель обличал в манере как иронически-фантастической, полусказочной (роман Сердце и думка, 1838), так и реалистической (повести Неистовый Роланд, др. назв. Провинциальные актеры, 1835; Приезжий из уезда, или Суматоха в столице, 1841; романическая эпопея Приключения, почерпнутые из моря житейского, книги 1–4, 1846–1864, в которой особенно выделяется первый роман, Саломея). Приключения – самое известное и масштабное произведение Вельтмана, где выведено более ста представителей разных сословий, демонстрирующих с позиций превосходства «старинных нравов перед нынешними» (В.Г.Белинский) вырождение аристократии, моральное разложение купечества, алчность и цинизм промышленников, деградацию мещанства. Характерный для художественного мира Вельтмана сплав бытовой конкретности в описании антуража и отдельных образов с условностью сюжета, приводящей к мистификациям и недоразумениям, проявился в романах Чудодей (1856), герои которого случайно «поменялись» судьбами, Воспитанница Сара (1862) и отчасти Счастье-несчастье (1863). «Экспериментальные» произведения Вельтмана, полные загадочных, фантастических и сказочно-потусторонних персонажей, авантюрных приключений, анекдотических неурядиц, насыщенные каламбурами, эпатирующие гротеском и многокрасочной стилизацией, вызывавшие и признание («оригинальный игривый талант»), и критику («археологический мистицизм»), в силу переизбыточности, неправдоподобности, утомительной многословности его повествования не стали классикой отечественной словесности. Однако, во многом опередив свое время, они оказали влияние на Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, П.И.Мельникова-Печерского и далее на И.Ильфа и Е.Петрова, М.А.Булгакова, Вс.В.Иванова, Е.Л.Шварца. Заслуживает упоминания и литературно-просветительская деятельность Вельтмана, в том числе как составителя несколько раз переизданной книги Начальное чтение для образующегося юношества (1837), автора вызвавшего интерес Пушкина стихотворного перевода Слова о полку Игореве под назв. Песнь ополчению Игоря... (1833), переводчика фрагментов древнеиндийского эпоса Махабхарата и средневекового германского героического эпоса Песнь о Нибелунгах. Энциклопедическая образованность, ум, такт и терпимость писателя способствовали тому, что в 1830–1860-е годы дом Вельтмана был одним из известных в Москве литературных центров, где собирались люди самых разных профессий, политических, философских и эстетических направлений и взглядов, от убежденных славянофилов до радикальных «западников» (М.П.Погодин, В.И.Даль, В.Г.Белинский, Ф.И.Буслаев, А.И.Герцен, Ф.Н.Глинка, Н.В.Гоголь, Г.П Данилевский, Ф.А.Кони, М.С.Щепкин, В.Ф.Одоевский, А.Н.Островский и др.). С 1850 активное участие в литературной жизни Вельтмана принимала известная в свое время беллетристка (исторические и семейно-бытовые повести и романы) и просветительница (Азбука и чтение для первого возраста, 1862) Елена Ивановна Вельтман (умерла в 1868), вторая жена писателя. Умер Вельтман в Москве 23 января 1870 года.

1801
Иван Григорьевич Кольчугин
московский книготорговец, при котором основанная его дедом книготорговая фирма достигла наивысшего расцвета. Среди постоянных покупателей его лавки были С.Т.Аксаков, В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь и др. Наряду с новинками у Кольчугина можно было приобрести запрещенные цензурой издания. Умер 23 октября 1862 года.

Thomas Lovell Beddoes (536x700, 64Kb)
1803
Томас Ловелл Беддоуз (Thomas Lovell Beddoes)
английский врач, физиолог, поэт и драматург. Прославился Книгой шуток со смертью (Death's Jest-Book) – трагедией в псевдоелизаветинском стиле. Беддоуз родился в Клифтоне, учился в Чартерхаус-Скул и Пембрук-колледже в Оксфорде, где в 1825 получил степень бакалавра, а в 1828 – степень магистра. Исследования в области медицины и физиологии Беддоуз проводил главным образом в Германии и Швейцарии. В 1848 в Базеле сделал попытку самоубийства, вскрыв вену на ноге. Из-за начавшейся гангрены ему ампутировали ногу. Умер Беддоуз 26 января 1849 года. При жизни Беддоуз опубликовал всего две книги: Импровизатор (The Improvisator, 1821), весь тираж которого пытался изъять и уничтожить, и Трагедия невесты (The Bride's Tragedy, 1822). С 1825 и до самой смерти он работал над Книгой шуток со смертью. Известны три версии этого произведения, из которых издатель Т.Ф.Келсел собрал четвертую и опубликовал ее в 1850. В этом произведении чувствуется влияние Шелли, перед которым Беддоуз преклонялся, и елизаветинской драмы, построенной на убийстве и жажде мести. Значительность пьесы определяется поэтическим дарованием автора и отдельными блестящими сценами, написанными в т.н. «вычурном готическом стиле».

 (583x699, 114Kb)
1804
Ричард Оуэн (Sir Richard Owen)
английский зоолог и палеонтолог. Рыцарь-командор ордена Бани (1884). В 1888 году награждён почетной Медалью Карла Линнея за продолжение линнеевских традиций в современной биологии. Родился в Ланкастере. Получил медицинское образование в Эдинбургском университете. Занимал кафедру физиологии в Royal College of Surgeons of England и в Royal Institution; читал палеонтологию в School of mines. С 1856 года заведовал естественно-историческим отделением Британского музея. Издал целый ряд научных работ, касающихся, главным образом, истории развития позвоночных животных. Если заключения самого Оуэна по этому вопросу не вполне непоколебимы, то, во всяком случае, сами исследования долго будут иметь большую цену. Обширные исследования в области сравнительной анатомии доставили Оуэну славу одного из знаменитейших анатомов; первостепенное значение имели также труды его над ископаемыми остатками позвоночных, сопровождаемые блестящими реконструированиями ископаемых животных по частям скелета (так, Оуэн восстановил строение новозеландских моа по бедренной кости). К числу его наиболее важных исследований относятся сравнительно-анатомические исследования зубов, скелета, мозга позвоночных, исследование скелета современных и ископаемых копытных, установление факта развития сумчатых без образования последа и отсюда деления млекопитающих на плацентарных и беспоследных, исследования над ископаемыми птицами, над современными и ископаемыми пресмыкающимися и земноводными, исследование анатомии наутилуса (Nautilus), анатомии плеченогих (Brachiopoda). Помимо частных сравнительно-анатомических и палеонтологических исследований, Оуэн знаменит тем, что к его работам восходит современное употребление понятий гомология, аналогия и архетип в сравнительных исследованиях в биологии. Умер Оуэн в Лондоне 18 декабря 1892 года. Наиболее крупные работы Оуэна: «Archetype and homologies of vertebrate skeleton» (Лондон, 1848); «British fossil reptilia of the cretaceous period» (1851); «Comparative anatomy, invertebrat e animals» (1855); «Comparative anatomy, vertebrate animals» (1855); «Crocodilia and Ophidia of the London clay» (1859); «Description of the extinct gigantic Sloth» (1843); «Fossil reptilia of the wealden» (1853—1857); «History of the British fossil mammalia and birds» (1846); «History of the British fossil reptiles» (1849); «On the classification of mammalia» (1859); «Memoir on the Megatherium» (1861); «Odontography» (1845, 2 издание, 2 тома); «On forms of the skeleton and the teeth» (1865); «Palaeontology» (1871, 7 издание); «Principles of comparative osteology» (1855); «Anatomy of vertebrates» (1866—68, 3 тома); «Descriptive and illustrated catalogue of the fossil reptilia of South Af r ica» (1876); «On the fossil mammals of Australia and on the extinct marsupials of England» (1877, 2 тома); «Memoirs of extinct wingless birds of New Zealand» (1878). Значительная часть перечисленных работ изданы отдельным сборником, под заглавием: «History of British fossil reptils» (Л., 1884).

padrejuanarolas (544x700, 113Kb)
1805
Хуан де Аролас (Juan Arolas)
испанский поэт. Родился в Барселоне. Еще ребенком он прибыл в Валенсию, где уже на 14 году поступил в

Просмотров: 2619 | Добавил: promistin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz