Дворцовый костюм Европы 1650-1800
Вы можете поверить в то, что выставка, даже самая редкая готовилась бы десять лет?
Именно столько работали в Версале, чтобы показать все великолепие европейских королевских домов. Двести экспонатов, включая лучшие драгоценности Австрии, России, Германии, Испании, Португалии, Швеции, Дании удалось заполучить организаторам. Мода, как известно, во все времена шла из Франции. И на королевский костюм тоже. Поэтому совершенно очевидно, что выставка должна была открыться именно здесь. И именно в королевской резиденции, коей несколько веков был Версальский замок. Собранные предметы путешествовать по разным странам, как это принято в экспозиционной практике, не будут, слишком велик риск. Стоимость страховки – самая большая тайна нынешней экспозиции. Так что нынешнее событие – явление уникальное. Как говорится, спешите видеть.
Платье рыцаря Ордена Святого Духа, принадлежавшее Александру I, 1815. Фото: Санкт–Петербург, Эрмитаж
Платья поражают, ослепляют, перед усыпанными бриллиантами камзолами блекнут самые пышные эпитеты. Но не менее захватывают и истории, связанные с дорогими туалетами.
Свадебное платье Эдвиги Элизабет Шарлотты Гольдштейнской, супруги принца Карла, 1774. Фото: Stockholm, Livrustkammaren
Ну например, небезынтересен тот факт, что как раз у законодательницы мод своих то нарядов и не осталось. На то две причины: во-первых революция (хотя где ее за века не было), а во-вторых, французы люди практичные, королева не берегла свои платья, как это делали родственницы в других королевствах. Она отдавала их своим фрейлинам донашивать, а те – знатным красавицам рангом пониже и так вниз по социальной лестнице скатывался наряд первой дамы, чтобы кончить свой век у старьевщика.
А вот в петербургском Эрмитаже несмотря на все потрясения и катаклизмы коллекция сохранилась первостатейная (что крайне поражает французов). Тринадцать платьев прибыло из Северной столицы. Причем некоторые никогда ранее за границу не выезжали.
Орден Золотого руна, 1755-1756. Фото: Dresde StaatlicheKunstsammlungen, Jurgen Karpinski
Коронационный наряд короля, в котором тот пребывал много часов подряд, весил до двадцати килограмм. Поэтому прежде чем окончательно вступить на престол, несчастный терял несколько килограмм и впоследствии нуждался в усиленном отдыхе.
Все бриллианты и прочие рубины в залах подлинные. За исключением короны Людовика XV. И тут Франция отличилась. Здесь существовала практика, по которой каждому новому королю делали на заказ корону и вправляли в нее фамильные камни, которые испокон веков украшали главные головы страны. Но после торжественной церемонии из короны их аккуратно вынимали, заменяли копиями, а подлинники убирали в хранилище.
Шлейф дамского наряда – важнейший аксессуар, по которому судили о значимости особы. Чем он длиннее, тем особа знатнее. В результате шведская принцесса Мария-Магдалина на короновании своего супруга появилась с пятиметровым куском расшитого атласа за спиной. На родине в Швеции платье никогда не выставлялось полностью, не хватало места. И только в Версале оно предстало таким, каким его видели в знаковый день.
Коронационное платье шведской принцессы Софии Магдалины. 1772 г. Фото: Stockholm, Livrustkammaren
У госпожи де Сталь даже случился конфуз из-за этой неотъемлемой части туалета. Она, как известно, была женой шведского посла, и после представления Марии-Антуанетте должна была пятиться до двери. Через три шага бедняжка рухнула на пол, запутавшись в складках шлейфа, и королева подойдя к ней помогла ей подняться.
Броши и подвески Екатерины Великой переливаются не только бриллиантами, но и всевозможными редкими камнями. По заглавной букве «Е» украшения императрицы легко вычисляются среди прочих. В одном из залов выставлено платье, которая придумала сама Екатерина для дочери Павла I и Марии Федоровны. Платье принцессы дополнено корсетом с бретельками, точно так носили крестьянские девушки. В Париже наряд называют моделью а ля рюс, у Екатерины же была задача приблизить двор к народу. В следующем зале можно увидеть костюмчики еще одного ее внука семилетнего Александра, будущего императора. И уж совсем большая редкость для европейского глаза – утепленные камзолы российских монархов.
До 28 июня 2009
Версаль